Меню сайта
Форма входа






Домашний бизнес
Rambler's Top100
Яндекс цитирования


Поиск
ТОС в Ижевске - Территориальное Общественное самоуправление г. Ижевск
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) или домкомы, это самая подходящая форма жилищного самоуправления.

Как и в любом деле, все начинается с активных людей, нужна инициативная группа в доме или в группе домов, которая будет распространять информацию и проводить первое (информационное) собрание, на котором получит первые, пока неформальные полномочия. Но в дальнейшем, если не создается ТСЖ, то самая подходящая форма жилищного самоуправления – это территориальное общественное самоуправление (ТОС), которое собственники решением общего собрания наделяют соответствующими полномочиями. Кстати, эта схема очень близка к непосредственному управлению. Но создание ТОС организационно проще, чем создание ТСЖ или непосредственного самоуправления, не возлагает на Правление такой ответственности, не требует от жителей такой квалификации и коммунальной культуры.

Именно ТОС в ближайшем будущем станет самой массовой формой жилищного самоуправления.

В Федеральном законе N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть достаточно подробная и в общем неплохая статья 27 о ТОС. Неплохой московский закон "О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве" от 1996 г. N26-77 устарел и отменен.

Согласно статье 27, ТОС - это одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Полномочия местного самоуправления в Москве очень малы, поскольку федеральное законодательство лишило москвичей конституционных гарантий местного самоуправления - отдало все на откуп городской власти, которая и присвоила все полномочия. Но важно, что ТОС «представляет интересы населения, проживающего на соответствующей территории», «может осуществлять хозяйственную деятельность», «в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации». Все эти положения имеют силу и для Москвы.

Но главное - что управление частной собственностью не является ни государственным полномочием, ни вопросом местного значения в смысле законодательства о местном самоуправлении. Управление домом - это теперь полномочие не государства, а большинства собственников. Они вправе большинством голосов (квадратных метров) заключить договор управления с кем угодно, в том числе с органом ТОС, и уж подавно они вправе поручить ему или инициативной группе контроль за выполнением договора управления с УО. Городские власти в каждом конкретном доме являются лишь одним из собственников и имеют право голоса в соответствии с долей неприватизированных помещений. Поэтому они не могут ни запретить, ни поручить управление домом ни органу ТОС, ни любому другому юридическому лицу.


Близкая к ТОС форма самоуправления - старшие по домам и домкомы. Правда, во многих случаях есть вопрос – были ли они легитимно избраны или же фактически назначены администрацией, не истекли ли сроки их полномочий. Напрямую о них, в отличие от ТОС, в федеральном законодательстве не сказано ничего. В Москве о них есть постановление Правительства Москвы №651-ПП от 21-09.2006, в котором, в частности, говорится: «…под домовым комитетом понимается общественное добровольное объединение граждан (нанимателей, собственников жилья) по месту их жительства в многоквартирном доме (домах) для совместного решения социальных проблем в жилищной сфере, осуществления общественного контроля за содержанием, технической эксплуатацией и ремонтом жилых домов, а также содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения». Формально Правительство считает домкомы общественными организациями без юридического лица, не представляющими население территории. Но если они легитимно избраны, то, несомненно, относятся к «другим формам непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления или участия в его осуществлении», и подпадают под действие статьи 27.


Как защитить права нанимателей

ТОСы и домкомы хороши еще и тем, что в их избрании участвуют не только собственники, но и наниматели жилья.

Если в доме есть наниматели (неприватизированное жилье), то на собрании собственников «их» квадратными метрами голосует собственник – как правило, город. ЖК не дает нанимателям механизмов влияния, кроме типового договора социального найма. Исполнительная власть давно обязана заключить его с каждым нанимателем, но в большинстве городов это не делалось. Типовой договор социального найма жилья утвержден постановлением Правительства РФ N315 от 21 мая 2005г.Он слишком общий и декларативный. Видимо, поэтому он никого не интересует. Но он все-таки лучше, чем ничего, и заключить его город как собственник жилья обязан.

По моему мнению, интересы нанимателей должны быть представлены в жилищном самоуправлении непосредственно, а осуществить это можно только через ТОС.


Роль органов местного самоуправления

Очень большие полномочия в проведении жилищно-коммунальной реформы федеральное законодательство предоставляет органам местного самоуправления. В Москве это муниципальные собрания и муниципалитеты. Однако, как уже говорилось, в Санкт-Петербурге и особенно в Москве бюрократия лишила местное самоуправление реальных полномочий, в том числе и в регулировании жилищного самоуправления. Осталось чуть ли не единственное полномочие - регистрировать ТОСы. Но и к этому они до сих пор не совсем готовы – многие все еще не приняли порядок регистрации ТОС, и их бездействие в этом смысле смыкается с бездействием городских органов государственной власти в реализации прав граждан на землю. Немало случаев, когда районно-муниципальные власти явно препятствуют созданию ТОС. Предлогом часто являются разногласия о границах территории ТОС. На самом деле вопрос о границах применительно к ТОС не принципиален, потому что регистрация ТОС сама по себе не дает ему права распоряжаться на территории. Наделить ТОС реальными правами могут только собственники.

Но при дальнейшем функционировании ТОС органы местного самоуправления смогут сыграть большую роль, если будут представлять интересы жителей, а не городских олигархий. Со своей стороны, активное ТОС – это важный инструмент избрания именно таких муниципальных депутатов, которые будут защищать интересы жителей. Возможно, что именно поэтому власти тормозят создание ТОС.

Ну и, конечно, очень полезно создание ТОС для нескольких домов или для микрорайона, в том числе при наличии там домов ТСЖ и ЖСК. Особенно, если предполагаются межевание, а тем более – новое строительство или реконструкция, да еще с отселением.

ТОС микрорайона может выступить партнером или даже учредителем корпорации развития микрорайона.
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 56
Друзья сайта

Отправить SMS
БЕСПЛАТНО:

SMS в Tele2
SMS в Билайн
SMS в Мегафон-Урал
SMS SKYLINK - Удмуртия
SMS в МТС - Удмуртия
Определить оператора по номеру

 
 
Авторские права: SkyPortal.Ru © 2024
Хостинг от uCoz